Женский онлайн клуб

Эффективные методики обучения детей чтению

Тема в разделе "Дошкольный возрастной этап", создана пользователем МАЛЫШКА), 10 апр 2024.

  1. МАЛЫШКА)

    МАЛЫШКА) Лучшая подруга Команда клуба Администратор

    Сообщения:
    123
    Рейтинг:
    94
    Чтение - это один из важнейших навыков, которым должен овладеть ребенок в дошкольном и младшем школьном возрасте. Умение читать открывает ребенку доступ к знаниям, развивает мышление, воображение, речь. От того, насколько успешно ребенок овладеет навыком чтения, во многом зависит его дальнейшее обучение и интеллектуальное развитие.

    Поэтому очень важно выбрать правильную методику обучения чтению, которая позволит заинтересовать ребенка, сделает процесс овладения чтением легким и приятным. Существует несколько эффективных методик, помогающих детям быстро и качественно освоить это важное умение.

    Традиционная звуковая методика

    Традиционная или звуковая методика является классическим подходом к обучению чтению. Она подразумевает постепенное ознакомление ребенка со звуками речи, их артикуляцией и соответствующими буквами.

    Преимущества звукового метода:

    - Последовательность и системность. Ребенок усваивает материал "от простого к сложному", постепенно накапливает знания о звуках и буквах.
    - Осознанное чтение. Дети не просто механически запоминают написание слов, а понимают, какой звук обозначает каждая буква. Это помогает им осмысленно читать незнакомые слова.
    - Возможность предупреждения дисграфии и дислексии. Правильное произношение звуков и соотнесение их с буквами - основа грамотной речи и письма.
    - Универсальность. Методика подходит для обучения чтению детей с разным уровнем речевого и интеллектуального развития.

    Как проходит обучение чтению по звуковому методу:

    1. Знакомство с понятием "звук" и изучение гласных звуков.
    2. Знакомство с согласными звуками и их артикуляцией. Выделение звуков в словах.
    3. Ознакомление с буквами, соответствующими изученным звукам. Составление слогов и односложных слов из этих букв.
    4. Чтение простых слов и предложений.
    5. Постепенное увеличение объема читаемого материала, усложнение слов и предложений.
    6. Чтение небольших текстов и сказок, ответы на вопросы по прочитанному.

    Главный принцип звукового метода - "от звука к букве". Достоинством этой методики является прочное, осознанное усвоение навыка чтения. Однако обучение требует значительных временных затрат и может показаться ребенку скучным из-за акцента на теоретических сведениях о языке.

    Методика Н.А. Зайцева

    Эта методика также основана на звуковом аналитико-синтетическом принципе, но в ней предусмотрены приемы, делающие процесс обучения более интересным для детей.

    Особенности методики:

    - Использование ярких иллюстраций, крупных карточек с изображением букв.
    - Введение игровых приемов: составление слогов или слов из разрезной азбуки, придумывание слов с заданным звуком.
    - Система поощрений, похвалы даже за небольшие успехи.
    - Быстрый переход после изучения алфавита к чтению слов, предложений, текстов.
    - Чередование различных заданий, чтобы поддерживать интерес ребенка.
    - Использование речевых игр и упражнений для развития фонематического слуха.

    Благодаря такому подходу обучение проходит легко и интересно для ребенка, а прочные знания формируются за счет акцента на звукобуквенных связях.

    Методика чтения С.И. Гальперина

    Эта методика основана на теории поэтапного формирования умственных действий. Процесс обучения разбивается на отдельные этапы, на каждом из которых у ребенка формируется определенное умение, необходимое для овладения навыком чтения.

    Этапы работы по методике Гальперина:

    1. Формирование у ребенка образа целостного процесса чтения на доступном материале.
    2. Поэлементное расчленение процесса чтения: выделение отдельных операций, необходимых для чтения (звуко-буквенный анализ, слияние и т.д.)
    3. Формирование каждой операции отдельно с использованием схем, алгоритмов, материальных опор.
    4. Постепенное соединение выработанных действий в единый процесс чтения при устной речи.
    5. Переход к полноценному чтению про себя.

    Преимущества методики:

    - Обеспечение осознанного усвоения навыка чтения.
    - Отсутствие пробелов в знаниях благодаря поэтапности.
    - Возможность применения как для индивидуальных, так и групповых занятий.

    Главный минус - достаточно медленный темп обучения из-за большого количества промежуточных этапов. Также требуется высокая мотивация и внимательность ребенка.

    Методика Л.Е. Журовой

    Эта методика позволяет обучить ребенка чтению всего за несколько месяцев. Она опирается на следующие принципы:

    - Естественность процесса чтения. Ребенок учится читать целыми словами, как при естественном овладении речью.
    - Опора на образное мышление и зрительную память ребенка. Используются яркие картинки и наглядные пособия.
    - Чтение с увлечением, в игровой форме без навязывания.

    Основные приемы методики:

    - Заучивание слов по картинкам без предварительного звукового анализа.
    - Выкладывание слов из букв разрезной азбуки.
    - Добавление в слова новых букв, "усложнение" слов.
    - Быстрый переход к чтению фраз, коротких текстов, диалогов с использованием заученных слов.
    - Игры и упражнения для совершенствования техники чтения.

    Достоинства методики: высокая скорость обучения, использование занимательных игровых приемов. К недостаткам можно отнести риск появления пробелов в знаниях, так как не уделяется должного внимания звуко-буквенному анализу. Методика оптимальна для обучения в дошкольном возрасте.

    Кубизм - методика обучения чтению по схемам-кубикам

    Эта методика была разработана в качестве вспомогательной для детей с дисграфией и дислексией. Она помогает преодолеть механическое чтение "по слогам" и перейти к плавному чтению целыми словами.

    Особенности методики:

    - Использование специальных схем-кубиков, на которых слова разбиты не на слоги, а на отдельные слоговые блоки.
    - Ребенок учится прочитывать сначала отдельные слоговые блоки, затем целые слова по схеме.
    - Параллельно идет работа по анализу звуко-буквенного состава слов.
    - Постепенный переход к чтению без опоры на схему-кубик, слияние слогов в единое слово.
    - Чтение слов, предложений, коротких текстов из слов, прочитанных с помощью кубиков.

    Преимущества методики:

    - Развитие плавного слитного чтения.
    - Улучшение навыка звуко-буквенного анализа слов.
    - Возможность использования на любом этапе обучения чтению.

    Недостаток - необходимость изготовления специальных кубиков для каждого ребенка. Также требуется достаточно длительный период работы по данной методике.

    Мнемотехника как метод обучения чтению

    Мнемотехника - это система методов и приемов, направленных на развитие памяти, мышления, внимания. В обучении чтению используется зрительная мнемотехника - создание графических схем, обозначающих слова и фразы.

    Как происходит обучение чтению по мнемотехнике:

    - Ребенок зарисовывает слово или предложение с помощью символов.
    - Запоминает созданный образ и связывает его со звучанием слова/фразы.
    - Читает слово/предложение по своей схеме.
    - Постепенно учится читать без опоры на схему.

    Достоинства мнемотехники:

    - Активизирует зрительную память и образное мышление.
    - Позволяет быстро запомнить слова, особенно похожие графически.
    - Можно использовать для заучивания стихов, скороговорок, правил.

    Минус - изображения-символы придумывает сам ребенок, поэтому взрослый не всегда может их понять. Требуется контроль со стороны взрослого и объяснение созданных схем.

    Таким образом, существует множество эффективных методик, с помощью которых можно обучить ребенка грамотному, осознанному чтению. При выборе конкретного метода необходимо учитывать индивидуальные особенности и потребности ребенка, а также свои педагогические возможности по реализации методики. Главное - заинтересовать ребенка процессом чтения, сделать его увлекательным. Тогда любой из рассмотренных методов позволит достичь высоких результатов в обучении.
     
    #1
    Darya нравится это.
  2. Darya

    Darya Приятельница

    Сообщения:
    35
    Рейтинг:
    22
    Конечно, немного сложно воспринимать большое количество разных методик, но иногда можно провести их анализ, возможно что-то соединить и выбрать тот метод,который подходит конкретно вам. В моём случае ребенок читал уже в 5 лет (хотя сегодня этим наверное мало кого удивишь), но читал разную литературу, которую сам выбирал. В свое время, когда сын родился и в возрасте нескольких недель лежал в кроватке я всегда читала ему перед сном, рассказывала стишки и потешки, и за всё время не было ни единого вечера, что бы мы не читали. Разными голосами и по ролям, что еще больше развивает фантазию. В конце концов именно это имеет значение, если ребенок умеет представлять, если развито воображение, то и читать будет стремиться и научится легко. Главное желание!
     
    #2